Сашечкины
Отрывок из работы "Андег – родительский дом"
Автор: Хабарова Любовь Петровна,
ученица 10а класса
…Нельзя обойти вниманием следующий дом. Он построен в 1881 году чердынскими купцами для Хабарова Ивана. Рассказывает А.В. Хабаров: “Черденцы братья Алины в крытых больших карбасах везли муку, крупу, сахар по всем деревням Нижнепечорья. Иван Хабаров вел от них торговлю, за это купцы и построили ему бесплатно такой большой дом из лиственницы”. А вот что я узнала из беседы с Александрой Яковлевной, 1932 г.р., трудовой стаж 40 лет. Дом построен с соблюдением всех правил, т.е. нижняя часть не должна позволять подтаивать вечной мерзлоте, поэтому внизу располагались все не отапливаемые помещения – амбары, сенник. В нижней части были сделаны маленькие окошечки для проветривания амбаров, в которых летом можно было спать. Верхняя часть жилая. Все четыре комнаты связаны по принципу анфилады. На вышке был набран пол и потолок, но жили там только летом. Оставшиеся на ней консоли свидетельствуют о существовавшем ранее балкончике. Вышка или по-местному “насенье” с двумя окошками, которые глядят на деревню. На уровне жилого этажа тоже остались консоли, на которых были “выхода”, опоясывающие избу с трех сторон. “Примерно 70 см шириной, отделанные фигурной решеткой высотой около 1 м “, – вспоминает Александра Яковлевна, которая в детстве бегала по этим “выходам”. По обе стороны вышки располагаются холодные кладовые – “клетки“, где никогда ничего не портилось, т.к. они проветривались и были сухими. В задней части чердака находилось еще одно большое “насенье”, куда складывались на хранение все ненужные вещи, а также еще одна “клеть”. Дом стоял на высоких сваях, под которыми можно было ходить, но сейчас дом заметно сел.
Этот дом строился в расчете на большую семью. Игнат Иванович женился на Александре Васильевне, 1870 г.р., но умер молодым, примерно в тридцатилетнем возрасте. Александру Васильевну ласково называли Сашечкой, а род Сашечкиных, т.к. главой после смерти мужа была она. Александра Васильевна совершила паломничество на Соловки, принесла оттуда икону (передана в окружной музей). Эта икона в церковные праздники выставлялась на улице рядом с крестом. Александра Яковлевна не помнит, кем он поставлен, но говорит, что перед фасадом дома действительно стоял большой, деревянный крест до конца 50-х годов. А.Я.Кожевина с большой теплотой вспоминает свою бабушку: “Я не помню, чтобы она когда-нибудь на нас крикнула, спокойная, терпеливая и великая труженица”. Чтобы избежать раскулачивания одной большой семье пришлось разделиться на отдельные хозяйства. Самым хозяйственным из трех братьев был Александр Игнатьевич, 1896 г.р., ”рыбак, мастер шить обувь, человек трудной судьбы, умевший философски воспринимать жизнь. Это человек высочайшей нравственности“. Александра Яковлевна характеризует дядю: “Человек – вожак” и этим все сказано. Иван Игнатьевич, 1892г., силач, мог перекинуть бочку зубами, “крупную семужину из-за борта лодки поднимал зубами”. Яков Игнатьевич – кадровый охотник, ловил пушнину и куропатку, большой шутник…
Наш дом
Воспоминания Макеевой (Хабаровой) Александры Ивановны, 1937 г.р., родившейся в д. Андег
Наш дом самый старый в деревне Андег. Он строился с первым домом богача Хабарова (1881 г.). За это время у богача Хабарова уже сгнили 2 дома на этом месте. А наш дом всё ещё стоит, потому что от основания до окон была лиственница, а дальше сосна. Лес был срублен на Урале, и сплавляли его сами мастера до места, т. е. до Андега. Когда дом построили, то мастера сказали прадеду Ивану, что дом простоит 100 лет, потому что он (прадед) кормил и поил очень хорошо и дал достойную плату.
Дом был больших размеров. На чердаке было 4 клетки (кладовые) и вышка. Летом на вышке спали в балаганах. На крыше было слуховое окно (для освещения). На чердаке было выпущено вверху специальное бревно, на которое вешали качели на Пасху. Раньше Игнат (мой дед) вешал качели для своих ребят, а потом мой отец Иван для всех детей в доме. В середине дома были жилые помещения: 4 комнаты и два коридора(большой и маленький). Внизу было два подвальных амбара, нижние сени и погреб.Из большого коридора был выход на поветь. А под поветью находился хлев, где содержали коров, телят, овец. Начинали строить конюшню, но не достроили, сделали сеновал. Около дома было 2 бревенчатых амбара и овечник. В одном из амбаров был ледник. В дом было 4 входа: первый вход в нижние сени, второй вход – со взвоза, третий – из хлева и четвёртый вход через амбар с восточной стороны.
Около дома стоял большой Поклонный лиственничный крест. Он был поставлен, когда строили дом. К этому кресту люди приходили поклониться (даже приезжающие).
У прадеда Ивана было три дочери Евдокии (старшая, средняя, младшая). Такое имя дал им поп: все они родились на праздник Евдокии. А сын был один – Игнат. Все Евдокии вышли замуж, а Игнат остался в доме, и дальше в этом доме жила его семья. Женой Игната стала Александра Васильевна из Сопки. У них родилось три сына (Иван,
Александр, Яков) и дочь Ульяна. Александре Васильевне в жизни пришлось испытать очень многое. На 28-м году жизни она осталась вдовой. Муж Игнат скоропостижно умер (ему было 33 года). Её свалила тяжёлая болезнь в постель. Она незамогла ходить. Александра Васильевна дала обет Богу, что если он поднимет её на ноги, то она пойдёт пешком на Соловки служить Богу. Когда она встала на ноги, где за обозами, где пешком стала попадать на Соловки. Так она выполнила свой обет. Для того времени это был подвиг: надо было оставить большую семью, всё хозяйство и своим ходом достичь Соловков. До конца жизни она имела доброе сердце к людям, поэтому в деревне её всегда называли Сашечка. Когда мать у Александры Васильевны не смогла жить самостоятельно в Сопке, то она переехала в Андег к дочери в этот дом и жила до конца своих дней там.
В этом доме всегда велось общее хозяйство. Даже когда сыновья Игната поженились. Вместе держали скот: коров, телят, лошадей, овец. А когда в деревне стала коммуна (артель), то пришлось разделить хозяйство, а остальное (по приказу) сдать в коммуну.
Каждому из сыновей разрешали взять только по корове, по лошади и овец. Один из лучших коней, которого забрали в коммуну, был конь Волыня. Он был статный, длинноногийи очень сильный. Сколько сена на волочугу (сани) ни ложи, он сдёрнет и повезёт. Никакие сугробы не мешали ему. Потом из коммуны его передали в колхоз. И долго он ещё служил в колхозе. Каждому хотелось на нём работать.
Сыновья Игната жили в Андеге, а дочь Ульяна вышла замуж в Никитце за Гордю (Гордея). Там она жила в достатке, за что их причислили к богачам и раскулачили. Тётку Ульяну осудили и сослали в Коми.
Когда стали решать вопрос о церкви, то старший сын Иван поставил подпись (+) за церковь, за что был осуждён и выслан в Архангельск. В Архангельске он пробыл чуть больше года. Во время погрузки он сломал ключицу и руку и был отправлен домой. Женой Ивана была Олимпиада Фомична из Голубковки. У них было много детей, но выжило только 6: Мария (1923 г.р.), Егор, Анна, Александра, Лидия и Николай.
У среднего сына Александра женой стала Парасковья Дмитриевна из Сопки. У них было 5 детей (3 дочери и 2 сына): Кланя, Сусанна, Галина, Тимофей, Николай. Во время Первой мировой войны Александр был в плену в Германии. Там его взяла семья, где он был работником. Одинокие старики хотели оставить его, но он не дал согласия и после войны вернулся домой. Александр был очень мастеровой, трудолюбивый, в его руках всё получалось.
У младшего сына, Якова, жена была Клавдия Михайловна. У них было 3-е детей: Александра, Василий и Владимир. До войны Яков был охотником. Во время ВО войны был призван в армию, погиб на фронте.
В нашем доме проживало одновременно больше 20-ти человек. Все жили в согласии. В доме никогда не было пьянки, бранных слов, склок. Воспитывались все на уважении к старшим.